Книга «The bridge over the ocean» знакомит читателя с утонченным и ироничным лириком, философом Евгением Поспеловым. Формальную структуру своих произведений автор определяет как «поэтический текст». В мировой литературе 19-21вв. поэзия давно вышла за рамки «ямбов» (У. Уитмен, Н. Хикмет, А. Аргон, Ж. Превер, Т. Элиот и т.д.) и существует в диапазоне от верлибра до метафорического текста, в котором отсутствует строфическое членение. Книга двуязычна, перевод с русского языка на английский подобен мосту, соединяющему два мира.

Верлибр в России долгое время был «изгоем», «сердечной аритмией века»,  считался инородным покушением на суть русской поэзии. И это несмотря на то, что в еще начале XX века верлибр пользовался расположением известных мастеров русской словесности (Хлебникова, Блока). И только в последние десятилетия «сердечная аритмия» потеснила догму «классического» стихосложения, расширив горизонт русской поэзии.

Творчество Евгения Поспелова – явление русское, уникальное, с точки зрения стиля, поэтических образов, в нём есть живопись и музыка, и, что важно, современность. Его тексты - это поэзия прикосновений, цветовой вибрации, движущегося, эфемерного ускользающего мира.

Свое литературное направление автор в 90-е годы определил как «эстетику теплой волны», построенную на прозрачном импрессионизме текстов, пронизанных светлой грустью и созерцанием красоты, проступающей в этом мире через сердце. Художественный текст Е. Поспелова настолько же естественен, как, например, дыхание. Удивительно поэтично и плавно ниспадают строчки стихотворения «Часы», которые хочется прочитать на одном дыхании, несмотря на всю длину текста (стр. ).

Художественный текст автора представляет собой сложный  синтаксический параллелизм, ритмически однородные пассажи-перечисления, внутренние аллитераций и ассонансы, отличающие поэтичную прозу. При тонической системе, в свободном стихе (верлибре) метр и ритм воспринимаются по-особому. Свободный стих не имеет размера, текст делится на стихотворные строчки только по интонационному признаку. Это форма поэзии очень близка прозе. Ритмичность свободного стиха создается, как и в ритмической прозе, прежде всего, за счет упорядоченности синтаксической структуры. Однако есть весьма существенное различие. Проза делится на элементарные интонационно-синтаксические единицы, синтагмы. Что никак нельзя сказать о поэзии. От прозы верлибр отличает наличие фиксированной паузы на конце стиха и интонационной обособленности – важные условия при стихосложении. Эта пауза интонационно и ритмически выделяет и обособляет стихотворную строку. Поэтому словосочетание или слово, которое в прозе не будет синтагмой, может стать ею в стихах. Свободный стих разбит на стихотворные строки, не обладающие внутренней мерой, метром. Но их расположение – необходимое условие правильного восприятия свободного стиха.  Большое значение придается интонации. Именно поэтому стихи разбиваются на «подстрочия».

Другой немало важный элемент поэзии Евгения Поспелова - «акцентность». Также как и в акцентном, в тоническом стихе интервалы между ударениями становится неопределенными, исчезает двусложность ритмической структуры (так ярко наблюдаемая в ямбе, хорее). Более того, исчезает и «равноударность» акцентного стиха. В текстах автора происходит резкое изменение количества слов в строчке, чаще всего – короткий стих после ряда длинных. Это создает необходимый автору ритмический перебой и является, как правило, средством ритмического подчеркивания, важного смыслового выделения.

 

Если любовь на убыль

До горстки грусти,

 

если любовь стала хрупкой

как высохший ландыш между страниц –

Зачем щадить?!

Связь-призрак, чувство-огарок, тленье…

 

В данном случае ритмически полностью соответствующие фразы: «Если любовь на убыль» - «если любовь стала хрупкой» перебиваются неравновеликими между собой: «До горстки грусти» - «как высохший ландыш между страниц». Но в итоге получается схема 3-2-3-3-2-3 – довольно гармоничное сочетание, которое придает этому отрывку необыкновенную мелодичность. Звучность данного отрывка, достигается и без «равноударности», при которой должно было быть:  «Если лЮбовь на убыль». Отказ от четкости расположения безударных слогов между ударными позволяет Е. Поспелову создать свой уникальный, ни на что не похожий рисунок, где главной ритмической единицей становится доля, слово и даже целый стих.

Стихотворная речь может опираться на многочисленные созвучия: звуковые повторы внутри стиха, ассонансы, и напротив, в ней могут происходить нарушения точности звучания: диссонансы, усеченные рифмы, перебивающие дыхание, темп. Тоже наблюдается и в художественном тексте Евгения Поспелова. Очень часто его стихи  «жужжат» как майские жуки, навевая летнее настроение: «…и провожает сонного умыться. Пока вожусь в воде…»; «пока женщина кружась… наряжает…»; «…умирая от жажды жить…»; и даже иногда так: «и мои новые ботинки / жжжмут удивительно!». Авторский текст может нисходить до тихого шепота «…в шелковистую тень мирозданья/ в шепот ночей…», а может и полностью «ломать язык», рвать звуки, заставлять из застревать между зубами: «черствые ласки-/верстаки для немой блаженности… сверток поцелуя…». Очень любопытно сохранение Е.Поспеловым устаревших «мечтанье», «пробужденье», «воображенье» - при видимой краткости все эти «нье», «тье» перебивают ритм, намеренно утяжеляют фразу, привлекая внимание к тем или иным словам. Часто встречается игра звуков, создающая невероятные ассонансы: «Сумрак по руслам проулков…». Многое строится и на смысловых повторах: «Когда ты есть –/ Есть повод уцелеть …уцелеть для твоего пробужденья - … есть повод нам всем уцелеть…». На страницах его поэтических сборников можно найти массу «неточных рифм»: «игру-мечту-куклу», «из кожи-живьем», «тебя-поцелуя».

 

В заключение этой краткой презентации книги «Мост через океан» Е. Поспелова, хочется отметить, что своим творчеством автор ярко раскрывает идею об очищающей человека силе Светлого Чувства, будь то любовь, дружба или ощущение красоты сущего. Его лирический герой - человек, ощущающий в себе безмерные душевные силы и наделённый непоколебимым жизнелюбием. Ожидание встречи с Возлюбленной всегда скрашивается улыбкой, потери оказываются ценнейшими находками, поиски смысла становятся прозрениями, чувства распадаются и снова оживают, а смерть оборачивается жизнью…

 

 

www.000webhost.com